Успешная учебная работа

       Часто у студентов возникает вопрос: как бы сделать так, чтобы везде успевать: хорошо учиться, «сидеть» в интернете, заниматься спортом, ходить в клубы и т. д. Для этого много не надо: главное вести здоровый образ жизни и рационально планировать свой день.

 

   В процессе занятий следует предусмотреть чередование разнообразных видов деятельности, чтобы труд своевременно сменялся отдыхом, чтобы были твердо установлены не только длительность отдельных занятий, но и определенные часы для них, чтобы был постоянный ритм жизни.

   Почему это важно? Физиологами установлено, что в основе деятельности человеческого организма лежат рефлексы — безусловные и условные. Кроме того, условным раздражителем является и речь. Словесные сигналы называют второй сигнальной системой. На ней основано большинство условных рефлексов. Ведь совсем не обязательно обжечься о пламя, чтобы огонь стал для нас сигналом ожога. 3вонок в школе становится сигналом начала урока даже для первоклассника, впервые пришедшего в школу. Тем не менее, реакции на огонь, звонок — это условные рефлексы, которые формируются под влиянием слов, услышанных или прочитанных. Когда студент слушает объяснение преподавателя или читает, в его мозгу создаются все новые и новые связи, основа для новых условных рефлексов.

            Известно еще одно важное свойство условных рефлексов: они вырабатываются не только на одно какое-либо воздействие, но и на их совокупность. Если эти воздействия постоянно повторяются в одной и той же последовательности, рефлекс сохраняется, деятельность организма протекает гладко. Но достаточно выпасть одному звену из этой системы воздействий или некоторым из них поменяться местами, как рефлекс нарушается, и у Вас правильный ответ или не приходит в голову, или приходит с трудом. Занятия, работа обычно протекают успешнее, если проходят в привычной для Вас обстановке, в одни и те же часы, в одной и той же последовательности. Это нужно учитывать при составлении распорядка дня.

                       Как правильно распределить и использовать те 24 часа, которые составляют сутки? Начнем с утра. Проснувшись, надо быстро встать, открыть форточку и приступить к утренней гимнастике, которая недаром называется зарядкой. А еще лучше пробежать на свежем воздухе 1…2 километра. Тогда быстро исчезают остатки сонливости, и организм переключится от вялого состояния к бодрому. Затем водные процедуры, завтрак и учеба в вузе. Но вот закончились занятия, Вы пришли домой и стал хозяином своего времени. Чтобы правильно его использовать, необходимо знать, от чего зависит производительность умственного труда.

    Долгое время считалось, что утомление, возникшее после работы, является единственным ее следствием. Однако в настоящее время установлено, что в начале работы возникает так называемое состояние врабатываемости. Это постепенное включение в проблему, которое полезно как для здоровья, так и для ускорения выполнений заданий. В начале занятий трудно сосредоточиться и включиться в работу. Это объясняется некоторыми особенностями работы коры головного мозга.

   Исследования самых различных профессий показали, что при работе наблюдаются закономерные изменения работоспособности, в виде определенных фаз. Вначале имеет место стадия врабатываемости, когда в первые 10 — 15 минут (иногда и более) работоспособность постепенно растет, достигая максимальных величин. После этого наблюдается устойчивая работоспособность в течение 2..3 часов и появляется период, когда работоспособность начинает снижаться. От чего же это зависит?

    Все явления в природе совершаются циклично. Имеется годовая периодичность — смена времен года; месячные периоды складываются в лунные месяцы, суточная периодичность — смена дня и ночи. Суточные ритмы накладывают отпечаток на растительный и животный мир и, в том числе, на человека.Человек не рождается с суточным ритмом, он вырабатывается постепенно. Организм человека, все его функции подчинены общему суточному ритму.

Максимальная интенсивность биохимических процессов приходится на дневное время и снижается в ночное. В суточном ритме изменяется более 50 физиологических функций организма. В зависимости от суточного ритма физиологических функций в различные периоды дня меняется и работоспособность. Высокая работоспособность в любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, когда жизненный ритм правильно согласуется со свойственными организму естественными ритмами его психофизиологических функций.

   Таким образом, правильно составленный режим дня и его неукоснительное выполнение позволят Вам успешно учиться и иметь достаточное количество свободного времени. 

           Светослав Баженов       http://studnvuz.ru.



Яндекс.Метрика




Leave a Reply