Работа инженера-конструктора

Гидро         Конструктор - машиностроитель - творец машин. Уже на заре техники появился конструктор, т. е. человек, который сначала обдумал, создал образ будущей вещи, предмета, орудия в своем воображении, а затем выполнил ее материально. Вначале, когда техника была примитивна и орудия ее такие же - конструктор и мастер - исполнитель легко сочетались в одном лице и в том случае для передачи мыслей ничего не требовалось. По мере усложнения техники и невозможности создания машин одним человеком появилась необходимость передачи мыслей от одного человека к другому.

   Словами очень трудно передать технический образ или идею. Уже в глубокой древности появился рисунок как средство передачи мысли, фиксации того или иного образа. Когда человеку понадобилось изобразить не только виденный им предмет, а и предмет, который он хотел сделать и видел в своем воображении, на помощь ему пришел рисунок, а затем и чертеж. Чертеж изображает геометрические формы и размеры предмета.

   Чертеж это язык конструктора, которым он с исчерпывающей ясностью должен выразить свою мысль и сделать ее доступной другим. Современные машины очень сложны и в их создании участвуют тысячи людей различных профессий  Такая машина как: автомобиль, трактор - не родились сразу, а отрабатывались в течение десятков лет, постепенно совершенствуясь и меняя свои формы.

     Не следует думать, что на сегодня техника достигла такой степени совершенства, какая исключает возможность создания новых машин принципиально отличных от существующих, обладающих такими качествами, которые не обладают существующие.

                 Инженер обучение         WooFee.ru/pay/1056-12

    При современной состоянии техники трудно спроектировать и построить, например, автомобиль, который бы не двигался. Однако, этого очень мало. Современный автомобиль должен быть экономичным, удобным в обслуживании, простым в изготовлении, долговечным в эксплуатации и должен обладать рядом других данных, которыми он, несмотря на свою длинную историю, на сегодня еще не обладает; что говорит об очень большой трудности их достижения и широком поле деятельности для конструктора.

   Большие века назад начал двигаться первый автомобиль, созданный замечательными русскими изобретателями К. А. Яковлевым и П. А. Фрезе, и с тех пор над конструкцией этой незаменимой машины, работали и работают конструктора, стремящиеся сделать ее более совершенным.

    Современный автомобильный завод, выпускающий в массовых количествах такую сложную машину как автомобиль - является высокоорганизованным предприятием, на котором трудится огромное количество людей различных профессий и специальностей, связанных в определенной организационной структуре.

   В структуре завода конструкторский отдел занимает ведущее место, т. к. является хозяином чертежей - законодательных документов на заводе. Автомобиль состоит из очень большого числа отдельных деталей на каждую даже самую мелкую деталь имеется чертеж, который дает все данные необходимые для ее изготовления.

   Автомобиль представляет собой самоходную машину, состоящую из отдельных механизмом и агрегатов, каждый из которых несет какую-либо определенную функцию.  Основными частями  автомобиля являются:

- двигатель - источник движения, вырабатывающий механическую энергию из химической энергии топлива. В двигателе протекают сложные тепловые и механические процессы, предъявляющие ряд специфических требований к его конструкции.

- трансмиссия автомобиля состоит из соединительной муфты, служащей для связи трансмиссии с двигателем, коробки передач, с помощью которой автомобиль изменяет скорость движения, механизмов управления поворотом, дающим возможность осуществить поворот машины и ходовой части колесной или гусеничной.

   Каждый из этих механизмов весьма сложен и специфичен и поэтому объединен в отдельные конструкторские группы, конструктора которых специализированы в определенном направлении. За каждый механизм машины отвечает и ведет его так называемый, ведущий конструктор. У ведущего конструктора есть один или несколько помощников, число которых зависит от сложности узла.

   Ведущие конструктора объединены в группы, например, группу мотора, группу трансмиссии и т. д. Каждой такой группой руководит начальник группы, который в свою очередь, подчинен начальнику конструкторского бюро по данной машине. Начальник конструкторского бюро ведет в целом машину. Конструкторские бюро отдела, ведущие различные машины, подчинены главному конструктору, который руководит их работой, объединяет и координирует их действия.

   Обычно работу над созданием новой машины начинают несколько человек: руководитель работы и компоновщик, который компонует будущую машину, определяет положение, габариты и вес будущих механизмов. Проводятся расчёты, определяющие основные параметры машины и ее вес, скорости движения, габариты, мощность двигателя и т. д. Создается так называемый эскизный проект. Эскизный проект часто создается в нескольких вариантах. При разработке проекта учитываются будущие условия работы машины, предприятие на котором она будет изготовляться, количество выпускаемых машин и другие условия, требующие от исполнителей проекта обширных теоретических и практических знаний. Законченный эскизный проект представляется на защиту. Обычно защита проекта ведется перед большим числом крупных специалистов различной квалификации.

   После утверждения эскизного проекта начинается разработка технического проекта, гораздо более подробного, чем эскизный. В техническом проекте разрабатываются все узлы машины с такими подробностями, которые обеспечивают выпуск детальных чертежей.

   К этой работе привлекается большое количество ведущих конструкторов, которые углубленно разрабатывают все узлы. В этой работе необходимы знания условий работы узлов, свойств применяемых материалов, проводятся основные расчеты на долговечность машины. Эта работа требует от конструктора разносторонних знаний и опыта.

    Когда закончен технический проект, увязаны между собой все узлы машины, начинается выпуск детальных чертежей. Этот этап работы требует от конструктора знания производства, умения выбрать такие формы детали, при которых она была бы наиболее удобна в обработке, имела бы минимальный вес при необходимой прочности, изготовлена из дешевых не дефицитных материалов.

    После выпуска рабочих чертежей начинается изготовление опытного образца.

Гус шасси   В это время конструктору приходится решать большое число практических вопросов, которые возникают при изготовлении деталей и сборке машины. В этот период в чертежи вносятся все выявленные изменения и уточнения.

     После изготовления опытных образцов начинаются их заводские испытания, в которых конструктор также принимает самое активное участие. При этих испытаниях выявляются недостатки и недоработки машины, разрабатываются и изготовляются дополнительные конструкции. В этой стадии работы в чертежи также вносятся все необходимые изменения и уточнения.

 После проведения заводских испытаний, машину готовят к междуведомственным, а затем и государственным испытаниям. На всех этапах этих работ конструктор играет ведущую роль и от его знаний и опыта зависит успех машины. Если новая машина выдержала государственные испытания, то ее ставят на производство. Постановка новой машины на производство это большое событие в жизни завода, требующее мобилизации всех сил и часто меняющее его лицо. На этом этапе создания машины с ней начинают соприкасаться тысячи людей, делающих свой вклад в ее освоение и совершенствование. В конструкторском отделе ни на минуту не прекращается кипучая работа. Ничего не должно быть забыто и упущено. Уточняются чертежи, отрабатываются для серийного производства и делаются тем документом, который является законом для производства.

     Из сказанного следует, что конструктор должен быть очень разносторонним инженером с широким кругозором, он должен хорошо знать теоретические основы инженерного дела, а именно: сопротивление материалов, теорию механизмов, механику, хорошо владеть математикой, применять в расчетах электронно-вычислительные машины, знать конструкции механизмов и машин, над которыми он работает, их историю, должен хорошо разбираться  в условиях эксплуатации машин, хорошо знать технологию изготовления деталей, должен хорошо разбираться в вопросах экономики, эксплуатации машин и их стоимости. Должен хорошо владеть черчением с использованием современных программных средств для ЭВМ, иметь развитое пространственное воображение.

    Конечно, все это дается не сразу. Основы этому закладываются в университете с первого курса. Для изучения специальных предметов, необходимо получить твердые основы, которые студент усваивает на первых трех курсах. Будущий инженер должен хорошо знать те дисциплины, которое являются основой его инженерной деятельности, должен быть культурным, политически развитым человеком. На последних двух курсах студент изучает специальные предметы, готовящие его к будущей профессии, проходит производственные практики на ведущих предприятиях страны и завершает учебу в институте дипломным проектом, который является первой самостоятельной творческой работой студента, обобщающей все его знания и показывающий степень его подготовленности к самостоятельной инженерной деятельности.

   Как видно, из всего сказанного, работа конструктора весьма интересна, увлекательна, всегда заставляет работать над собой, быть на уровне современного состояния и всех достижений своей специальности.

       Светослав   Баженов                  http://studnvuz.ru

 


Яндекс.Метрика




Leave a Reply