Новое в дипломных проектах

Схема ИГТВМ 24.09.2012       В подготовке конкурентоспособных специалистов в высшей школе большую роль играет тематика и качество выполнения курсовых и дипломных проектов. Тематика должна быть направлена на решение новых актуальных задач, стоящих перед соответствующей отраслью экономики. Выполненная работа должна получить новое оригинальное решение предложенной научной или практической задачи.

 

    Обычная форма общения студентов, аспирантов, преподавателей в сфере научной информации - опосредствованный, информационный контакт, т.е. ознакомление с результатами научных исследований посредством научных документов, оформленных в виде статей, авторефератов, тезисов докладов и самих докладов, отчетов и др. Современная информатика рассматривает все виды написанных научных работ как научные документы, различающиеся по содержанию и особенностям оформления.

  Содержание любого научного произведения - это предложенное автором решение научной, технической или художественной задачи. Такая классификация задач, используемая в практике экспертизы на изобретения и открытия, может быть применима и к научно-исследовательским и учебно-исследовательским работам, выполняемым в вузе.

       Пользуясь словарем патентных терминов, можно дать следующие определения каждому из названных видов задач.

   Научная задача - теоретическая задача, требующая установления неизвестной ранее определенной закономерности, свойства или явления. Примером решения научной задачи служит открытие лазера Басовым Н.Г. и Прохоровым А.М. В системе высшей школы научная задача может решаться в курсовой или дипломной работе, диссертации по теоретической или методической тематике.

     Техническая задача - практическая задача, требующая разработки неизвестного ранее способа, технологии, устройства. Как пример решения технической задачи назовем способ сварки в условиях вакуума, осуществленный космонавтами на борту космического корабля.

        Студенты разрабатывают технические задачи в курсовых и дипломных проектах.

    Информация научного документа делится на две категории - новую и релевантную. Новая информация отражает новизну предложенного решения задачи и обусловливает положительный эффект.

   Под положительным эффектом понимается та конкретная польза, которую может принести применение предложенного решения научной или технической задачи. Наличие положительного аспекта, как правило, устанавливается в результате эксперимента. Если положительный эффект может быть точно подсчитан, он называется экономическим.

    Естественно, не всякая научная работа может дать существенную новизну и экономическую эффективность. Однако во всех случаях исследователь - будь то студент или профессор, начинающий ученый или коллектив авторов -  стремятся решать впервые выдвинутую задачу (поисковую) или найти решение теоретической или практической задачи - предложить свое, авторское, решение, имеющее степень новизны и полезности.

   Конечно, понятие научной новизны носит относительный характер, и нельзя чисто патентоведческие понятия механически переносить в практику оценки студенческих или аспирантских научных работ. Применительно к студенческим и аспирантским, работам целесообразнее говорить о запрограммированной учебной новизне. Учебную новизну можно рассматривать как разницу в уровне знаний и умении ими пользоваться при решении различных задач каждый раз на новом этапе обучения. Умение проявляется в систематизации и обработке литературного материала, применения известных методов в новых условиях, в выборе методов исследований и т.д. И каждый раз «прототипом» предложенного решения научной задачи будет тот уровень знаний и те навыки исследовательской работы, которые были приобретены в предшествующий период обучения. Это достигается таким построением учебного процесса в вузе, который обеспечивает условия для прочного закрепления знаний и постепенного овладения навыками ведения научного исследования.

    Процесс обучения в высшей школе можно представить, как моделирование уже известных решений на новых объектах. Однако это, безусловно, необходимый этап в подготовке будущего специалиста. Именно в процессе обучения у студента вырабатываются навыки систематизации, освоения и умножения знаний по специальности с последующим применением их на производстве или в научной работе.

   Применительно к научным работам, выполняемым в системе высшей школы, можно в отдельных случаях говорить и об авторской новизне в процессе обучения.

    Хотя степень новизны в тексте научного документа может быть различной, техника выявления ее одна и та же: научной, технической или художественной задачи сопоставляется с уже существующими решениями аналогичных задач или, как принято называть среди патентоведов, с прототипом. Информацию, содержащуюся в прототипе, можно назвать релевантной. Именно на фоне релевантной информации обнаруживается та информация, которая признается новой. «Под прототипом понимается наиболее близкий по техническому существу (смыслу) и по достигаемому эффекту предшественник предполагаемого изобретения. Он характеризует тот известный уровень техники данной отрасли, повышение которого достигается предполагаемым в заявке техническим решением. Таким образом, предполагаемое изобретение, как правило, должно являться прогрессивным развитием прототипа».

  Анализ прототипа позволяет выявить существенные моменты в результатах научно-исследовательской работы, отличающие предлагаемое решение от известных ранее.

  В практике высшей школы при формулировании тем курсовых, дипломных и диссертационных работ обычно исходят из номенклатуры задач, решение которых имеют прототипы и, следовательно, для которых история проблемы имеет большое значение.

        Дополнительно информацию по этому вопросу можно получить на этом блоге в статье "Успешная учебная работа". 

            Светослав Баженов                            http://studnvuz.ru


Яндекс.Метрика




Leave a Reply