Не традиционные лекции

Лекция       Вашему вниманию предлагается статья для обсуждения и оценки приемлемости предлагаемого варианта лекции-визуализации в учебном процессе вуза. По нашему мнению эта форма способствует лучшему восприятию лекционного материала, заставляет студентов активно и осмысленно подходить к изучению предлагаемой дисциплины. А как Ваше мнение?

 

      Лекции – это основной вид аудиторных занятий в вузе. В традиционном варианте преподаватель в устной форме излагает учебный материал, а студенты, как правило, пассивно слушают. Дидактические цели лекций - сообщить новые знания, систематизировать и обобщить накопленные знания, формировать идейные взгляды, убеждения, мировозрения, развить познавательные и профессиональные интересы.

     Опытный преподаватель способен увлечь слушателей, активно воздействовать на их эмоции, вызвать интерес к предмету, стремление постоянно пополнять знания. Но и в этом случае не всегда успешно решается основная задача студента на лекции – учиться размышлять, разбираться в идеях, предлагаемых лектором.

     К недостаткам традиционного чтения лекций, в том числе, можно отнести:

1.Пассивное восприятие чужих мнений, торможение самостоятельного мышления.

2.Не стимулирует самостоятельные занятия.

3.Одни студенты успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора.

    В последнее время появились различные формы не традиционного проведения лекций, направленные на то, чтобы активизировать познавательную деятельность студентов на лекции. Дополнительную информацию по этому вопросу можно найти в статье «Учебные занятия в вузе».

    Одной из таких форма является лекция-визуализация. В любой форме наглядной информации присутствуют элементы проблемной ситуации. Одной из форм визуализации является представление на большом экране полного содержания лекции со схемами, рисунками и другими наглядными формами преставления материала. Воспроизведение лекции на экране ведется с помощью компьютера и проекционной аппаратуры. Студенты читают материал лекций на экране, а при появлении вопросов задают их преподавателю. Преподаватель по ходу лекции комментирует и разъясняет сложные моменты материала и отвечает на вопросы студентов. В этом случае имеется хорошая возможность обсуждения материала лекции в диалоговом режиме. Преподаватель может задавать вопросы студентам, как они понимают те или иные тезисы лекции. Также возможны вопросы по схемам и рисункам, их обсуждение, анализ и выслушивание мнений студентов по совершенствованию представленных идей.

    Такая наглядность способствует компенсации недостаточной зрелищности учебного процесса. На этой лекции активно включаются зрительные образы, что развивает визуальное мышление. Последнее повышает восприятие, понимание и усвоение информации и превращает ее в знание.

    Обычно лекция включает большой объем информации, что ухудшает ее восприятие и понимание. Представление материала лекции на экране с помощью технических средств решает эту проблему, так как позволяет существенно увеличит объем даваемой информации.

    В этом случае задача преподавателя уметь подготовить наглядную информацию по темам читаемых лекций и пользоваться ею. Такой метод увеличивает объем передаваемой информации, систематизирует, концентрирует и выделяет наиболее важные элементы лекции.

    В такой форме лекция имитирует профессиональную ситуацию, способствуя восприятию, осмысливанию, и оценке большого количества информации.

    Как, по Вашему мнению, лучше слушать лекции в традиционной форме или в предложенном варианте лекции-визуализации?

 

         Светослав Баженов       http://studnvuz.ru.


Яндекс.Метрика




Leave a Reply