Эффективность учебного труда

     Каждый из нас хочет хорошо учиться или работать и в тоже время быть здоровым, бодрым, полным сил и энергии. Для этого нужно, прежде всего, учитывать физиологические особенности организма и придерживаться рационального распорядка дня. Необходимо соблюдать рекомендации физиологов для поддержания крепкого здоровья организма.

 

      Для сохранения здоровья и высокой работоспособности большое значение имеет рациональное питание. Организм человека даже в состоянии покоя непрерывно тратит питательные вещества и энергию, а их пополнение происходит за счет питания. Для того чтобы удовлетворить все нужды организма, пища должна иметь соответствующую калорийность, содержать необходимые пищевые вещества: животные и растительные белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли. Основными чертами рационального питания является его сбалансированность и правильный режим. Сбалансированным является питание, обеспечивающее оптимальное соотношение пищевых и биологически активных веществ. По современным научным представлениям, в питании людей умственного труда должны ограничиваться жиры и углеводы. Усиленное потребление сахара при резко выраженной малоподвижности во время умственной работы приводит к прибавлению массы тела и ожирению.

      Пища хорошо усваивается, если соблюдать правильный режим питания. Рекомендуется принимать пищу в одно и то же время. Важно распределение количества пищи в течение дня. Установлено, что при двукратном питании белки пищи хуже усваивались, и студенты жаловались на плохое самочувствие, чувство голода, мешавшее им заниматься.

    Для восстановления нормальной деятельности пищеварительных желез они должны иметь 6—10 часов отдыха ежесуточно. Поздние ужины лишают секреторный аппарат отдыха, что приводит к перенапряжению и истощению пищеварительных желез. В этой связи ужин должен быть не позднее, чем за 3 часа до сна. В обычных условиях жизни питание рекомендуется планировать, исходя из трехразового приема пищи в течение суток.

      Результаты исследований показали, что в разные дни недели 15 - 20% студентов приходят на занятие, не позавтракав. У них хуже показатели работоспособности, они делают больше ошибок при выполнении экспериментальных заданий. Сухоядение, широко распространенное среди студентов, нарушает нормальный ход пищеварения и может вызвать заболевания пищеварительных органов. Поэтому, если вы не обедаете в вузе, следует приносить с собой не только завтрак, но и термос с чаем, молоком. Перерыв между занятиями следует использовать для приема пищи, а не для подготовки к следующим занятиям.

                  Большим злом для студентов являются такие вредные привычки, как курение и употребление спиртных напитков. Они снижают работоспособность, оказывают вредное влияние на нервную систему, на личность человека. Значительное влияние алкоголь оказывает на внутренние органы и, в первую очередь, на желудок, способствуя развитию хронических гастритов и колитов. Алкоголь поражает печень — главную химическую лабораторию организма, вызывая ее уплотнение — алкогольный цирроз. В связи с этим нарушается общее питание организма, развивается малокровие, общее истощение организма.

      Для продуктивной умственной работы большое значение имеет продолжительность и глубина сна. Во время сна происходит восстановление работоспособности клеток коры головного мозга и других систем организма.  Сон должен длиться 7—8 часов. Если студенты работаю ночью в ущерб продолжительности сна, то работоспособность их значительно ниже.

                 Большое значение субъективных моментов умственной деятельности делает настоятельно необходимой научную организацию самостоятельной работы. В самостоятельной работе студента, как и во всякой другой, есть общие для всех  принципы, на основе которых следует ее организовать. Самостоятельную работу надо планировать. Студент должен составить индивидуальный план самостоятельной работы на неделю и по учебным дням. В конце каждой недели каждому студенту следует подвести итоги самостоятельной работы, выявить вопросы, нерешенные на прошлой неделе, серьезно продумать и составить план на следующую неделю с учетом итогов. Выполнение этого плана должно стать главной задачей студента после учебных занятий в вузе. Не следует огорчаться, если в план придется внести поправки. Составление плана вовсе не бесполезно, поскольку приучает правильно распределять время. Опыт показывает, что студенты, имеющие индивидуальные планы, лучше учатся. Дополнительную информацию можно получить в статье "Организация самостоятельной работы".

    Каждый студент должен для себя рассчитать, что он может сделать в течение 1 часа с учетом свойственной ему скорости работы, так как «проглатывание» книги в спешке является самым непроизводительным занятием.

    Продолжительность умственной работы не может быть, какой угодно. Исследования показывают, что в возрасте 17—25 лет при соблюдении рационального режима труда можно работать 9 — 10 часов в сутки. Это означает, что при 6-часовых аудиторных занятиях самостоятельная работа может продолжаться в течение 3 — 4 часов в день (22 — 24 часа в неделю). Важным правилом рациональной организации самостоятельной работы является равномерное распределение времени по дням недели и в течение всего семестра. Режим работы определяется, в основном, расписанием занятий, но многое зависит и от самого студента.

     Важным условием продуктивности самостоятельной работы является интенсивность, заинтересованность и целенаправленность в работе. Работать надо активно, напряженно, быстро!

    Важным принципом повышения эффективности самостоятельной работы является умение переключаться. Надо научиться после перерыва, независимо от того, проходил ли он в интересной беседе с товарищем или вы слушали музыку, смотрели телепередачу, легко и решительно сказать: «Все! Я продолжаю работу!».

               Светослав Баженов       http://studnvuz.ru.

     


Яндекс.Метрика




Leave a Reply