ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ

Бездорожье 2     Эксплуатационные свойства — группа свойств, определяющих степень приспособленности автомобиля к эксплуатации в качестве специфического (наземного колесного, безрельсового) транспортного средства.

 

     Эксплуатационные свойства автомобиля включают следующие более мелкие групповые свойства, обеспечивающие движение: тягово-скоростные и тормозные свойства, топливную экономичность, управляемость, устойчивость, маневренность, плавность хода и проходимость.

    Автомобиль является частью системы «автомобиль — водитель — дорога — среда», и его свойства проявляются во взаимодействии с элементами этой системы. Поэтому значимость определенного эксплуатационного свойства в оценке качества или эффективности применения автомобиля зависит от условий, в которых это свойство проявляется, т. е. от условий эксплуатации. Условия эксплуатации в целом определяются дорожными, транспортными и природно-климатическими условиями, каждое из которых характеризуется определенными факторами:

   Дорожные условия — элементами профиля и плана дорог, рельефом местности, видом и ровностью дорожного покрытия, интенсивностью движения, помехами движению, стабильностью дорожного состояния, режимами движения.

  Транспортные условия — видом груза, объемом перевозок, партионностью отправок, расстоянием перевозок, способами погрузки и выгрузки, режимами работы, видами маршрутов и организации перевозок, условиями хранения, технического обслуживания и ремонта.

  Природно-климатические условия — особенностями зон умеренного, холодного, жаркого и высокогорного климата.

  Дорожные условия. На технические параметры, конструкцию и эксплуатационные свойства автомобилей в наибольшей степени оказывают влияние дорожные условия.

     В силу значительного разнообразия они могут быть классифицированы по различным классификационным признакам. Действующие строительные нормы и правила (СНиП) определяют основные технические нормы, параметры и показатели, которые могут быть использованы для характеристики предельных условий движения автомобиля на дорогах общего пользования (междугородные дороги), внутрихозяйственных дорогах в сельскохозяйственных предприятиях, улицах и дорогах в городах и поселках.

    В практике испытаний автомобилей за основной классификационный признак дорожных условий принимается режим движения. По этому признаку и с учетом пересеченности продольного профиля дорожные условия подразделяют на магистральные, городские и горные, а по промежуточным признакам — на магистрально-холмистые, горно-холмистые и пригородные. Классификационными параметрами являются статистические характеристики показателей продольного профиля дороги и режима движения автомобиля.

     По экспериментальным данным магистральные, горные и городские условия движения для отечественных автомобилей и автопоездов разных типов характеризуются нормальными законами распределения скоростей движения и уклонов продольного профиля.

     Каждый конкретный маршрут в значительной степени индивидуален и может состоять из участков, характеризующихся разными дорожными условиями, на которых режимы движения могут резко различаться.

    Транспортные условия. Эти условия эксплуатации определяют специализацию автомобиля, а следовательно, его конструкцию, технические параметры и эксплуатационные свойства. Автомобили должны быть в максимальной степени приспособлены для перевозки одного или нескольких близких видов груза. Партионность груза определяет оптимальную грузоподъемность при проектировании, а объемная масса груза — объем платформы. Показатели плавности хода должны обеспечивать условия сохранности груза.

    Природно-климатические условия. В нашей стране несколько климатических зон, поэтому существенное влияние на эксплуатационные свойства автомобилей оказывают природно-климатические условия. Укрупнено территория России может быть условно разделена на три основные климатические зоны: умеренного климата, холодного климата, жаркого и высокогорного климата.

   Основной из характеристик этих зон, влияющих на эксплуатационные свойства, является температура окружающего воздуха.

   Изменение атмосферных условий сказывается на работе двигателя, трансмиссии, шин, что приводит к изменению эксплуатационных свойств автомобиля.

   Нормальному тепловому режиму двигателей соответствует температура охлаждающей жидкости и масла 80...100°С, обеспечиваемая соответствующими системами при стандартной температуре окружающего воздуха +20°С. Существенное отклонение температуры окружающего воздуха от стандартной (как понижение, так и повышение) вызывает нарушение нормального теплового режима двигателя и как следствие — ухудшение показателей тягово-скоростных свойств и топливной экономичности. При повышении температуры воздуха на входе в двигатель на 10°С его мощность снижается на 2...3% и увеличивается расход топлива на 1,5%. При увеличении относительной влажности на 10% эффективная мощность двигателей снижается на 0,75 %.

   От температуры окружающего воздуха зависит также время, необходимое для достижения установившейся температуры в агрегатах трансмиссии, а температура масла в трансмиссии определяет ее сопротивление, т. е. КПД.

      Температура окружающего воздуха оказывает существенное влияние на сопротивление качению шин.

    При работе автомобилей в высокогорных условиях происходит большое снижение мощности двигателей вследствие уменьшения коэффициента наполнения цилиндров. В результате средняя скорость движения автомобилей в горных условиях примерно на 40...50 % ниже, а расход топлива на 10...15 % выше, чем в равнинных условиях.

    Все это в целом свидетельствует о важности и необходимости учета влияния условий эксплуатации на эксплуатационные свойства автомобилей, как при проектировании, так и при эксплуатации, с целью обеспечения наибольшей приспособленности их к конкретным условиям эксплуатации.

 Светослав Баженов                          http://studnvuz.ru


Яндекс.Метрика




Leave a Reply