Бакалавр или техник

   Знак вопроса 22.12.2013  С 2011 года большинство вузов России перешли на подготовку бакалавра со сроком обучения четыре года. Срок же обучения в средних специальных учебных заведениях после окончания 11 классов составляет всего 2 года и 10 месяцев, после окончания 9 классов – 3 года и 10 месяцев. В этой связи возникает закономерный вопрос: где лучше получить востребованную профессию в современных условиях?

 

      С этой целью сравним основные требования Федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования с точки зрения получаемых умений и навыков в том и другом случае.

     Например, бакалавр по направлению подготовки 190100 Наземные транспортно-технологические машины и комплексы профессии «Автомобиле- и тракторостроение» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

     в научно-исследовательской деятельности:

участие в составе коллектива исполнителей в выполнении теоретических и экспериментальных научных исследований по поиску и проверке новых идей совершенствования наземных транспортно-технологических машин, их технологического оборудования и создания комплексов на их базе;

   в проектно-конструкторской деятельности:

участие в составе коллектива исполнителей в разработке конструкторско-технической документации новых или модернизируемых образцов наземных транспортно-технологических машин и комплексов;

   в производственно-технологической деятельности:

участие в составе коллектива исполнителей в разработке технической документации для производства, модернизации, эксплуатации и технического обслуживания наземных транспортно-технологических машин и их технологического оборудования;

   в организационно-управленческой деятельности:

участие в составе коллектива исполнителей в организации производства и эксплуатации наземных транспортно-технологических машин и их технологического оборудования;

участие в составе коллектива исполнителей в разработке организационных мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

   Характеристика профессиональной деятельности техников специальности «Автомобиле- и тракторостроение».

   Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по изготовлению изделий автомобиле- и тракторостроения.

    Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- детали, узлы, агрегаты, системы автомобилей и тракторов;

- техническая документация;

- технологическое оборудование;

- первичные трудовые коллективы.

    Техник готовится к следующим видам деятельности:

1. Подготовка и осуществление технологического процесса изготовления деталей, сборка изделий автомобиле- и тракторостроения, контроль за соблюдением технологической дисциплины на производстве.

2. Конструирование изделий средней сложности основного и вспомогательного производства, разработка технологических процессов изготовления деталей средней сложности, сборка простых видов изделий автотракторной техники.

3. Организация деятельности коллектива исполнителей.

4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).

     В подготовке бакалавров предусмотрены учебные и производственные практики продолжительностью 12-15 недель, для техников - 29 недель то есть практически в 2 раза больше. Другими словами, техники получают соответственно и больше практических навыков по профессии. Это обстоятельство, очевидно, позволяет техникам при оформлении на работу получить конкретную должность на производстве.

     Еще нужно отметить, что во всех видах деятельности бакалавров в Госстандарте присутствует определение «участие в коллективе исполнителей». Это предполагает работу бакалавра под руководством инженера или магистра. Другими словами, по окончании вуза бакалавр не подготовлен к самостоятельной деятельности на производстве. Ему еще нужно осваивать какую-либо конкретную профессию для получения возможности самостоятельной работы.

    Техники же за такое или меньшее время в сравнении с бакалавром в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования получают среднее образование и право в компетенции полученной профессии работать самостоятельно.

    Отметим, что такие же особенности подготовки бакалавров и техников имеют место для всех профессий, а не только для рассмотренных.

       Альтернатив здесь несколько:

  1. После 9 классов идти учиться в колледж и за 3 года и 10 месяцев получить среднее образование и избранную профессию.
  2. Продолжить учиться до 11 класса и далее: а) поступать в университет и за 4 года получить профессию бакалавра; б) поступать в колледж и за 2 года 10 месяцев получить профессию техника.

     Очевидно для окончательного решения нужно взвесить все «за и против» и выбрать вариант наиболее отвечающий Вашим предпочтениям.

      Светослав Баженов                             http://studnvuz.ru.


Яндекс.Метрика




Leave a Reply